Тот вечер Джейна силится забыть, обернуть в шершавую картонную бумагу и убрать на полку высотой в три фута, за банку с дождевыми червями и хронологически разложенные крючки. На рыбалку здесь отправляются в неизменно ядовито-неоновых розовых сапогах в салатовую крапинку, на размера три больше собственного, порицают Гудзон мелководьем и костистыми осётрами, а Джейна на рыбалку пытается вытащить Дэмерона, и выходит плохо.
Зато весь Редхук теперь знает, что у йоркширских девиц охота на рыб в голове вырисовывается картинкой лодки, копья наперевес и корзинкой для пикника.
Не то чтобы Джейна действительно воображала поплыть на каменистый откос вёслами и после заката. Бутерброды с огурцом и настойка из одуванчиков были, между делом, неплохими.
О конных прогулках у йоркширских девиц познания чуть шире.
Джейна сидит по-мужски и без платья, потому что все давно сидят по-мужски и в холщовых брюках. Правым глазом она следит, чтобы Чёрный не сбросил горе-наездника, чтобы не порывался вперёд, и готова в любой момент замедлиться на Зорьке (по тёмным каналом привёл в подарок месяц к ряду старый русский друг, коммунист от звёзд), но не требуется.
Джейна молчит. Исповеди она прерывать не привыкла, а у По исповеди именно такие. Отрывистые и очень честные.
Ей бы тоже так хотелось, но она молчит.
— Я рада, — говорит она наконец, когда Зорька почти давит соседских облезлых мальчишек. Срывает колосок, жуёт. — Правда рада. Что осталась.
Ей так странно, на природе, вдали от кованных арок поместья, вдали от паровых городов, вдали от людей. Странно, потому что здесь Джейна перестаёт заводить будильник, а напольные часы сломались давно, и стрелки застыли. Она даже в календарь не смотрит.
В Редхуке времени нет.
— И что мы друзья.
Нельзя сказать, что Джейне не нравится падать в эту кроличью нору. Нельзя сказать, что она против потащить Дэмерона за собой.
Она вдруг смотрит на По, смотрит, какой он взъёрошенный, воробушек, как у глаз у него морщины, и щетина, и что ему, в общем-то, за тридцать. И Джейна понимает, почему По — настоящий герой. Её такому не учили и не говорили, только жестянки и медали говорили изучать.
У По есть сердце. Большое такое. Без жестянок. И сейчас, в погоне за солнцем, Джейна узнаёт.
Вспоминает.
Что такое дружба в небесах — даже если небо падаёт на землю.
***
Джейна сидит, скрестив ноги по-турецки, и достопочтимая многонаграждённая графиня Ротерхэмская Лея была бы в ужасе, заприметив дочь чумазой, в мужских брюках в гусиную лапку и без нижнего платья. Джейна утирает щёку, щурится и жадно раздувает ноздри. Запах бензина будоражит рёбра, будоражит память, разбавляет тёпло-цитрусовую картину из амбара.
Она находит старый литейный станок, с металлическими пластинами в буквах. Спросить у По Джейна пока не решается, но пока покупает двух перепелов на рынке, развязывается костяной язык, она что-то бурчит миссис Уэлк про типографию, а та, посудачив о старшей дочери Блейков, красотке Сью, сбежавшей в Бруклин на подмостки кабаре, шёпотом и воровато сообщает о давнишних попытках статридцатилетнего Баррингтона Клеменса печатать здесь газету Редхука литейными монументальными пластами. Джейна соглашается в одном — назвать своего ребёнка Баррингтоном могут только взаправдашние садисты.
В узком, похляцанном проёме и двух стогах сена по бокам, Редхук кажется ненастоящей глянцевой картинкой с открытки. С него бы, в самом деле, рисовать поздравительные карточки, приписывать индейку и рассылать с рецептами. В пальцах ломается чёрствый двухнедельный хлеб с отрубями, кукурузная трава плывёт голубым, и небо переворачивается с полями, порастает мхом и выбоинами в камешках, а потом всё плюхается таким, сероватым всплеском и кругами воды. Идут в розовых резиновых сапогах с рыбалки, покачивая связками осётров, отводят вороных коней, и бока у них впервые кажутся Джейне не багряными, а в апельсинах.
Яблоках, конечно. Яблоках.
Джейна проводит ладошкой по прессу станка, пачкает большим пальцем, закручивает канистру и выходит из сарая. Крыша сползает ещё на полдюйма, штукатурка горчицей отпадает.
В «Лафайте» тоже отпадала, но была в цвет облаков.
Вчера, когда она брала корзинку щавеля и букет пастернака, курносая Марианна предложила ей шоколадку.
Большую такую, холодную, с отпечатанным миндалём. Марианна всегда смотрелась так, что вот-вот разревётся. Джейна сунула ей шишку в серебряных блёстках (нашла под антресолью, среди деревянных ангелочков на ёлку и Евангелие от Лукки, почёркнутое угольным карандашём) и сбежала, а шоколадку выплюнула у обочины.
Редкостная дрянь на вкус.
Закрывая дверь амбара, Джейна думает, насколько разозлится Дэмерон, узнав, что теперь обрыла она и заброшенные постройки фермы.
Дэмерон не злится на неё даже за разбитые тарелки в васильках. Почти.
***
— У меня есть новость.
Заканчивается август, проходит середина сентября, и бабье лето врывается в Редхук тонюсенькими паутинками в привычных каплях росы. Деревья здесь ещё не опадают, только клёны горят пожаром, и оттого чудится, что лето поймано в ловушку сна. Такой лабиринт она покупает у заезжего первопоселенца Пунка. Пунк смуглый, морщинистый, в одежде на европейский лад, но Джейна всё ждёт, что он снимет котелок, раскрасит всё лицо пигментом и обзовёт продажу сувениров в саквояже театральным актом. Пунк уезжает, а Джейне говорят, что настоящее его имя «Пушистая Медвежья Лапа». Свирепый, зато добряк.
Два ловца Джейна вешает над диваном По. Ещё два разбирает и вплетает перья, колокольчики, бусинки в кудри, звенит и чихает. На счёту в банке числится двести долларов и пятьдесят центов, и ей бы написать родителям, попросить деньжат, но руки как-то не доходят.
Письма на рельефной бумаге, в сургучных печатях и датской маркой с фрегатом не приходят.
Ей почти не жаль.
Граммофон продолжает шуршать, шуметь, хрипеть и подскакивать, но сейчас игла (которую заменяет конструкция из гвоздей) почти не заедает.
В Йоркшире под осень природа умирает, а Миссельская пустошь мёртвая всегда. Ни одного деревца, одни вересковые заросли. И ветер воет волком по ночам.
— Мы открываем шоколадную фабрику.
Джейна говорит это просто, засунув ладони в два кармана комбинезона из джерси (вроде, Дэмерон влезал в него, когда ему было пятнадцать), на скулах у неё взамен румян гарь, а перышки покрыты копотью. Бусинки стучат друг о друга, и позади Джейны ландшафт отражается эхом в лужах после ливня с грозой. Пасторалью здесь и не пахнет, только урожаем картошки и рябиной.
И летом, которое никак не хочет уходить. Ржут лошади — забыла насыпать овёс с отрубями, должно было с час назад.
Недели две назад Джейна снова пыталась вытащить Дэмерона гулять, на лошади, но тот сослался на головную боль. Она поверила, отправилась к Марианне, и снова плевалась шоколадом. Притащила домой полмешка морковки и столько же свёклы.
В руках у Джейны содранный кусок обоев, со второго этажа, в уютную болотную полоску, весь исписан вычислениями, процентами, слоганами и криворукими картинками, и вся бумажка в чернильных пятнах, но держит её Джейна так, словно мнёт карту сокровищ.
Со станком она всё ещё не разобралась, но обязательно починит, приладит железо и бетоном зальёт глинянный макет, и станок снова будет печатать, тяжёло и со скрипом на пару вёрст. Рисовать она умеет слоника, вид сзади с хвостиком, ушами, и хоботом вверх, но По разберётся. Полоски на аэроплане у него кривились не особо, если оба глаза закрыть, то даже ровно.
— Налоги платить не будем как ветераны войны.
Джейна уже давно не говорит повелительно-восклицательными предложениями и побудительными знаками вопроса, но сейчас, под сенью пожара клёнов, рябины и картофельных полей, она ждёт.
Ждёт, что Дэмерон скажет «да».
Джейна помнит, что друзей бывших не бывает. Может, с мечтами также.
Может, нет.
[icon]https://pp.vk.me/c836429/v836429034/4dcf/Y0VMMqqr59s.jpg[/icon]